ПРИЗРАЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
найденные объекты, 2025

Сайт-специфичный проект выполнен совместно с художником Гришей JOY в рамках паблик-арт фестиваля «Заповедное».

Опираясь на объектно-ориентированную философию, художники исследуют проявления предметов, обращаясь к их сути. Не пытаются интерпретировать, не ищут причинно-следственные связи, не реконструируют ход событий, а лишь показывают скрытое, давая возможность объектам явиться.

Тысячи ветрозащитных светоотражателей, пролежавшие в этом здании несколько десятков лет, утратили свой функционал как предметы человеческого быта и интересны лишь редким коллекционерам. Их ничего не связывает с этим местом, время тоже не играет никакой роли. Но как любой утраченный и вновь обретенный объект неожиданно получают статус сокровища. Вынутые из толщи повседневной функциональности, они предстают в своем истинном виде. 
ТОЧКА ОТСЧЕТА
зеркальный композит, 2024

Надпись «если потерялся, оставайся здесь» можно увидеть в метро — на плакатах, призванных помочь заблудившимся детям найти безопасную точку. Однако, будучи размещенной на зеркальном кубе в поле, это послание теряет свою определенность. Где эта безопасная точка, в которой можно остановиться и дождаться помощи? И где вообще это заветное «здесь»? В современном мире мы все чаще чувствуем себя потерянными и пытаемся найти точку опоры, место силы, зону комфорта. Возможно, она прямо здесь, там, где вы сейчас стоите, — среди травы, солнца и ветра.

Художнице также показалось интересным разместить свою «Точку отсчета» именно в «Горках», в месте пересечения исторических эпох. Курганы вятичей, усадьба Зинаиды Морозовой, наследие Ленина — времена, культурные слои, человеческие судьбы удивительным образом переплелись на этой территории, законсервированной в пространстве, как любой заповедник.

КОЛОДЕЦ
ткань, 2024

Колодец — традиционный символ жизни и одновременно портал в другой мир, вход в страну мертвых, обладающий волшебными свойствами. В сказках и легендах колодец помогает исполнить желание, заглянуть в будущее, чудесным образом переродиться. В античной традиции образ колодца связан с непостижимостью мироздания: философу Демокриту приписывают высказывание о том, что «истина хранится на дне бездонного колодца».

Войдя в туннель, зритель оказывается на дне колодца и смотрит на обыденный мир из потустороннего пространства. Такой взгляд со стороны, из иного измерения помогает переосмыслить реальность и может стать толчком к перерождению.
СПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ
картон, 2024

Спальные районы, вырастающие среди полей и лесов, оторваны от земли и окружающей среды. Они напоминают птичьи кормушки, сделанные из молочных пакетов, — хрупкие, раскачивающиеся на ветру, чужеродные и временные относительно ландшафта. Этот рой картонных новостроек, пытающийся захватить лес, выглядит смешным и беспомощным. Работа предлагает задуматься, возможно ли переосмыслить хаотичную застройку пригородов Москвы многоэтажными гетто, в которых люди ютятся в крошечных ячейках — окруженные природой, но лишенные ее пространства.
БЕРЕЗОВЫЙ РАЙ
березовые ветки, провода, смешанная техника 2024

В моем сне птицы вьют гнезда из проводов, птенцы вылупляются из наушников, а березы превращаются в универсальные зарядные устройства, которые наполняют ваш гаджет не просто электричеством, а сразу здоровьем, богатством и красотой. С древнейших времен племена, жившие на территории России, ходили поклоняться этим деревьям в священные рощи.

Но сон, каким бы прекрасным он ни был, всегда немного пугающий, двойственный в своей иллюзорности. Это настоящая гармония живого и технологий или антиутопия в стиле киберпанк? Не понятно, кто победил в итоге – природа или человек? К сожалению, пока мы живем в парадигме этого древнего противостояния. Но все очевиднее, что природа – это не безответная среда или бесчувственный ресурс, а полноправный субъект общественного договора, чей голос нам придется учитывать.

Проект подготовлен специально для выставки "Сны: про свет, цвет и любовь" для Restore.

Этот объект из далекого будущего, когда бренды обретут такую силу, что даже графическое их нанесение будет наделять предметы невиданными способностями.

Уже сейчас в текущей реальности символ моментально перемещает простое березовое полено в мультивселенную, где оно существует параллельно как минимум в трех ипостасях: как элемент природы, как часть бренда и как объект искусства.

Размышляя о взаимоотношениях глобализации, технологий и национальной идентичности, мы видим, как бренды проникают в культурный и национальный код, словно отмечая его своим клеймом или любимой для homo sapiens, стремящихся всюду увековечить себя, надписью «здесь был Вася».
ВОЗДУХ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
140х70, льняное полотно, акрил, дерево, 2023

Прообразом инсталляции послужили христианские плащаницы (погребальная пелена, в которую заворачивали тело Христа), ставшие со временем аналогом иконы.

На черное льняное полотнище нанесен текст стихотворения Всеволода Некрасова «Темнота». Мы наблюдаем, как из темноты, из небытия, через слово, через разговор появляется божественный смысл, мировая душа, связывающая небо и землю. В этом контексте слово – это и есть Бог. Благодаря слову (называнию) из темноты, которую невозможно осмыслить, появляется понятный нам мир. Сквозь золотую раму из сплетенных в орнамент слов мы вглядываемся в бездонную тьму.

В дальнейшем появилась идея сфотографировать плащаницу в разных средах, например, на бетонных руинах заброшенного здания или в лесной чаще. В каждом новом контексте образ получал новое звучание, сохраняя сакральную символику.

Made on
Tilda