Важный вопрос для меня, является ли импровизация случайностью или выражением «неявного», неосознанного, интуитивного знания? В конце 50х годов ХХ в. британский философ и математик Майкл Полани ввел термин «неявное знание» — это такой вид знания, которое логически не оформляется и вербально не выражается. Неявное знание служит формой существования скрытых, нерационализированных представлений об окружающем мире и составляет особый этап в развитии сознания. Это знание можно также назвать периферийным.
Что такое «внутренняя необходимость», сформулированная Кандинским? Это проявление какой-то высшей силы, вселенского разума, великой гармонии или это результат действия неявных знаний, в рамках которых неосознанно действует художник.
Об этом мои опыты на газетной бумаге. Она очень рыхлая и тонкая, поэтому практически не поддается контролю во время работы. Но, видимо, именно благодаря этим своим свойствам некоторые краски на ней начинают распадаться на пигменты, давая необычные визуальные эффекты. Краски настолько неустойчивы, что при работе в несколько слоев более ранние сдвигаются новыми даже после высыхания.
Работа с неуправляемыми материалами – это, с одной стороны, импровизация, а с другой, попытка выявить законы взаимодействия пигмента, воды и бумаги, как некоторых равновесных систем.